1. Что такое «род» из книги Бытие?
Слово «род» (еврейское «мин») используется в записи творения из книги Бытие, но точно не определяется. Библия использует термин «по роду своему» для обозначения разнообразия растений и животных, созданных Богом (Быт. 1), для описания животных, спасенных в ковчеге (Быт. 6:20), а также чистых и нечистых животных (Лев. 11). Многие креационисты придерживаются традиционных взглядов, согласно которым Бог повелел животным воспроизводить потомство только «по роду своему», но изучение текста показывает, что воспроизводство не является тут предметом обсуждения. Библия не устанавливает никакого закона о воспроизводстве животных по роду их. Конечно, родители и потомки похожи, но это, скорее, научное наблюдение, чем библейское предписание. Еврейское слово «мин» может быть собирательным термином, применяемым к группе подобных видов, а не названием, относящимся только к одному виду. Термин «библейский род» используется креационистами для иллюстрации идеи о том, что Бог вначале создал множество отдельных групп, внутри которых происходило скрещивание организмов. От этих групп произошло разнообразие растений и животных, живущих сегодня. Каждый изначальный «род» дал начало многочисленным видам ископаемых и существующих ныне растений и животных. Таким образом, термин «потомственная линия» можно связать с термином «библейский род», подразумевая, что библейский род обладал значительным генетическим потенциалом для изменчивости признаков.
2. Откуда взялись хищники, паразиты и ядовитые существа, если животные изначально ели растения?
Ученые еще не определились в вопросе, каким образом безвредные животные могли превратиться в паразитов и хищников, но в настоящее время данная тема развития интенсивно изучается. Библия не говорит, как произошли такие преобразования, но в ней повествуется, что вся природа изменилась из-за греха Адама (Быт. 3:14,18; Рим. 8:20). Несомненно, люди были созданы, чтобы владычествовать над живыми существами (Быт. 1:26-28). Возможно, что одним из последствий их греха была потеря контроля над миром и передача его под власть сатаны (Ин. 12:31; Иов 1:6-7; Иов 2:1-2). Таким образом, сатана и все те, кого он подчинил себе, несут ответственность за все зло, которое мы видим в природе (Мф. 13:28; Лк. 13:16). Жестокость и развращение людей привели к разрушению мира Потопом (Быт. 6:11-13). Когда мир возродится, тогда восстановится и гармония в природе (Ис. 11:6-9; Ис. 65:25; Откр. 21:4; Откр. 22:3).
3. Есть ли какие-то ограничения изменчивости видов?
В Библии не говорится об этом, но наука показывает, что такая изменчивость ограничена. У нас нет системы для количественного определения морфологических различий между видами, поэтому точно установить пределы изменчивости невозможно. Однако селекционеры и генетики провели тысячи экспериментов и получили много информации. Виды обладают большой способностью к вариациям (например, изменчивость признаков среди пород собак эквивалентна той, что наблюдается среди различных видов диких собак). Эти вариации могут давать новые разновидности и виды; но совершенно невероятно, чтобы такого рода вариации приводили к образованию новых органов или принципиально новых особенностей тела. С другой стороны, существование хищников и паразитов предполагает, что некоторые виды подверглись значительным изменениям. Механизм таких изменений пока до конца не ясен.
4. Какая таксономическая единица лучше всего отражает изначально созданные «роды»?
На этот вопрос нет однозначного ответа – у разных групп некоторые черты зачастую сильно различаются. Таксономические единицы, такие как род, семейство, отряд и т. д., определяются субъективно, исходя из мнения эксперта-таксономиста. У нас нет способа определить, являются ли два семейства насекомых в той же степени похожими друг на друга, как два семейства рептилий или два семейства водорослей. Ученые не разработали способа определять количество морфологических различий среди видов. Некоторые группы, такие как собаки, медведи, кошки, олени, слоны и другие, естественно попадают в отдельные группы на уровне таксономических семейств, а семейство, как единица, может служить хорошей оценкой различия между некоторыми из изначально созданных «родов». По мере того как эмбриологическое развитие становится более изученным, мы можем лучше понять связь между нынешним разнообразием и изначально созданными «родами».
5. Могут ли виды достаточно быстро измениться за короткое время, приведя к нынешнему биоразнообразию?
Мы не знаем, как сильно виды изменились с момента творения, поскольку неизвестно, как они изначально выглядели и какие изменения были необходимы для того, чтобы возникли нынешние виды. Ученые выяснили, что небольшие морфологические изменения у видов могут происходить очень быстро, особенно в неблагоприятных условиях. Большинство наблюдаемых вариаций незначительны, например, те, которые отличают виды или роды. Эти изменения, вероятно, были обусловлены естественными процессами, например, эпигенетические изменения, которые включают разные комбинации генов, как это описано в квантитативной генетике. Случайные мутации могут не быть такими эффективными, как это предполагает неодарвинизм.
Если вид распространился на большой территории с подходящими местами обитания, с малым количеством конкурентов и хищников, число особей этого вида может быстро увеличиваться. Популяции в разных местах обитания могут подвергаться локальному отбору по различным признакам. Если бы отбор продолжался в течение нескольких поколений, это могло бы привести к одновременному появлению многих видов, адаптированных к местным условиям. Предположительно, древний вид мог разделиться на несколько десятков отдельных видов в течение нескольких сотен лет после Потопа.
6. Как можно объяснить генетическое и молекулярное сходство людей и шимпанзе?
Мы не знаем точно, как в соответствии с генетической программой формируется организм, но совершенно очевидно, что существует взаимосвязь между нуклеотидными последовательностями ДНК и строением и функциями организма. А если это так, то можно ожидать, что похожие организмы будут иметь сходные последовательности ДНК. Таким образом, можно предвидеть, что люди и шимпанзе будут иметь большее генетическое подобие, чем, например, люди и сосны. Сходство последовательностей ДНК у людей и шимпанзе поражает, и вполне понятно, что эволюционисты объясняют это общим происхождением. Если сходство настолько велико, можно задаться вопросом, почему эти два вида так сильно различаются. Что их делает такими? Мы не знаем ответа, но мы теперь понимаем, что генетические различия между нами и шимпанзе гораздо больше, чем предполагалось еще десять или двадцать лет назад. Пока мы не узнаем, как образуются различия между видами, мы, вероятно, не поймем значения сходства между людьми и шимпанзе. С другой стороны, многие последовательности мономерных звеньев в ДНК и белках похожи во всех живых организмах, и все чаще признается, что другие факторы должны отвечать за формирование организма. Одна из идей заключается в том, что белки играют роль строительного материала, а некоторый другой фактор выполняет роль чертежа. Как можно построить много различных типов зданий с помощью одинаковых кирпичей, древесины, стали и т. д., так можно использовать и одни и те же белки для создания бесконечного разнообразия живых форм. Различия обусловлены чертежом, а не строительными материалами.
7. Какие неразрешенные проблемы, касающиеся изменчивости видов, вызывают наибольший интерес?
Ряд вопросов относится к различиям между изначальным творением и современным миром. Как выглядели изначально созданные животные и растения? Как мы можем определить, какие виды действительно произошли от одного и того же изначально сотворенного предка, а какие нет? Каким образом гены участвуют в формировании организма, и какие механизмы определяют его строение?
Перевод с англ. Поповой Е. Ю.